Что такое спам?
Нередко на электронную почту и мобильные устройства поступают рекламные сообщения, согласие на получение которых пользователь не выражал. Приходится тратить время и силы на выяснение важности этих посланий, определять, заслуживает ли внимания и доверия предоставляемая информация. Такие сообщения принято называть спамом.
Прибегающие к такой массовой рассылке лица могут преследовать разные цели:
- распространить рекламные сообщения,
- распространить порочащие кого-либо сведения,
- вызвать отвращение к мнимому адресанту, например ничего не подозревающей организации (письма рассылаются якобы от её лица),
- распространить компьютерные вирусы,
- ввести в заблуждение получателя с целью совершения мошенничества.
Форма сообщений, относящихся к категории спама, может быть также различной. Рекламные послания часто содержат приёмы манипуляции, острые заголовки, минимальное оформление текста (отсутствуют разметка, изображения и т. п.). Письма с порочащей информацией, как и рекламные, могут быть также написаны с использованием уловок: категоричных утверждений, обращений к эмоциям и т. п.
Назойливая рекламная рассылка от лица какой-либо фирмы может производиться вовсе не от неё самой. Недобросовестные конкуренты могут таким образом формировать отвращение к организации.
Спам-послания могут иметь яркие, цепляющие описания каких-либо программных продуктов, при этом в письме может содержаться ссылка, по которой предлагается пройти и скачать рекламируемое. На деле может оказаться, что скаченное заражено компьютерным вирусом, собирающим пользовательскую информацию или выводящим программное обеспечение компьютера из строя.
Сообщения о сборе денежных средств на лечение больному ребёнку, на помощь приюту для животных могут также быть разосланы недобросовестными гражданами. Их целью может быть введение в заблуждение читатели, чтобы последний перевёл деньги на счета злоумышленников.
Борьба со спамом сложна. В настройках почтовых служб и программ-клиентов есть специальные фильтры, но их работа не всегда корректна: некоторые спам-письма могут не определяться как таковые и попадать в общую папку входящих сообщений и, наоборот, письма из доверенных источников могут распознаваться как спам и отправляться в соответствующую папку. Основная ответственность за определение нежелательных сообщений лежит на пользователе. Полезно чётко себе представлять, что такое спам и по каким признакам его можно отличить от писем добросовестных адресантов.